О пользе слинга

  «Да вытащи ты дитя из мешка, не мучай!..»
Комментарий к слингу
в общественном транспорте.

   Говорить о слингоношении в отрыве от концепции attachment  parenting затруднительно, а, может, и вовсе невозможно. Ведь слингоношение  неизбежно формирует особые, проникновенные отношения матери и ребёнка. Именно они составляют основу системы взращивания детей attachment  parenting.

   Attachment  parenting довольно туманный, недоступный дословному переводу термин. Конечно, можно согласиться с таким, например, вариантом соответствия, как «мягкий подход». Но куда более любопытен содержащийся в выражении attachment  parenting намёк на буквальное   «прикрепление» - понятие, которое явственно ассоциируется со слингом, перевязью, обвязкой. Ведь англ. attachment – «прикрепление, присоединение» означает также и «привязанность, преданность»; parenting (от англ. parent –«родитель», а также «источник, происхождение») говорит о чём-то, являющемся источником чего-либо, дающем начало чему-либо. Похоже, речь идёт об «источнике привязанности», о чём-то, «порождающем преданность», а, может быть, и о совсем глобальном: «начале любви».

   С точки зрения теории перевода такой вариант, возможно, не совсем адекватен, однако с точки зрения наглядного опыта ничуть не грешит против истины.

   О том, как необходим матери и детёнышу постоянный физический контакт, знали ещё древние скотоводы. Они не раз наблюдали, как, скажем, овца, лишённая контакта со своим новорождённым ягнёнком в течение первых нескольких минут после окота, впоследствие бесповоротно отказывалась его кормить. Что же говорить о людях с их развитой эмоциональной сферой! Конечно, поведение женщины не запрограммировано столь же жёстко, однако её потребность в тесном непосредственном контакте с ребёнком не менее значима. Да и ребёнок, бесконечно далеко отстоящий от ягнёнка в своих задачах развития, требует куда более длительного периода пребывания в лоне родительской опеки.

   Природный инстинкт и жизненные обстоятельства подсказали людям единственно верное решение: обеспечить ребёнку постоянный контакт с матерью можно, привязав его к ней. Находясь у материнской груди либо сидя у матери за спиной, он получал наиболее благоприятные условия для своего правильного развития, а, значит, выживания. Руки женщины при этом были свободны, что тоже было крайне важным. Она могла и дальше работать, оставаясь полноценным членом семьи и общества.

   С течением времени, в более поздние исторические периоды возникли иные мнения о степени – т.е. частоте, длительности и характере - физического контакта матери и ребёнка. Сомнению подверглась даже сама необходимость его. Представляется очевидным, что такие взгляды были инспирированы мужчинами, ведь до сравнительно недавнего времени именно они составляли подавляющее большинство учёных-естествоведов, социологов, врачей, педагогов, психологов и т.п. Наука долго не могла правильно оценить опыт старозаветных скотоводов…

   Матери во всех без исключения народах носили детей – на руках, в перевязи, подоле. Однако с формированием наций, сословий, сложных общественных отношений ребёнок с маминых рук переместился в коляску, манеж, ясли.

  Прямо от материнской груди разные люди в яслях и детсадах принимались воспитывать его как «члена коллектива». Педагогика изощрялась в изобретении всё новых методик «ускоренного», «раннего» и т.п.  развития, а огромная «детская индустрия» взрастила сомнительную потребность в бесконечном множестве вещей, якобы необходимых ребёнку. Так постепенно, а потому незаметно из «процесса» выпал важнейший период, и дети были окончательно отделены от родителей, что знаменовало серьёзное искажение принципа преемственности.

   Между тем в сиротских приютах, сильно размножившихся к тому времени, подметили, что никакой самый тщательный, научно обоснованный уход за младенцем не может заменить ему банального «тормошения», таскания на руках, поглаживания и нежного пошлёпывания. Отсутствие или ограничение такого воздействия негативным  образом сказывалось на всех аспектах развития ребёнка. Путём накопления и критического переосмысления подобных наблюдений, а также их научного объяснения  под конец ХХ-го века реабилитировали и призабытое грудное вскармливание, и якобы «вредное» ношение на руках, и даже – о, ужас! – ночной сон грудного ребёнка в родительской постели под бочком у своей мамы.

  Три фактора - грудное вскармливание (далее - гв), ношение на руках или в слинге и совместный сон и составляют сущность универсальной системы attachment  parenting. Во  взаимодействии они  закладывают основу здоровья детей и родителей, их правильных отношений взаимной любви.

   Каждый из этих факторов – тема для отдельного серьёзного разговора. Гв сегодня уже не требует множества аргументов в свою пользу, тогда как совместный ночной сон маленького ребёнка с родителями для многих ещё весьма спорен. А вот слинг приобретает в наши дни всё большую популярность, всё больше внимания  привлекают аспекты, связанные со здоровьем, развитием и безопасностью ребёнка.

Чем же так хорош слинг?


   Безусловную полезность слинга вы ощутите сразу после того, как встанете на ноги после родов. Ведь ношение новорождённого в перевязи на груди - это в каком-то смысле продолжение беременности, но по-другому. Поэтому для вашего ребёнка это наиболее мягкое и естественное завершение полного стресса акта появления на свет. Перейдя из замкнутого пространства во  внешнее – открытое и огромное, малыш на груди мамы всё так же постоянно слышит звуки знакомого сердцебиения, а это знак того, что новый мир дружествен, стабилен и – безопасен. 

    Держа малыша на груди, вы всегда будете точно знать, одет ли он соответственно температуре воздуха, проще говоря, нет никакой опасности его «запарить» или, наоборот, простудить. Решить такую задачу важно как для мамы, вечно терзаемой сомнениями, не жарко или не холодно ли ребёнку, так и для новорождённого, у которого ещё не отлажен механизм терморегуляции. Вы удивитесь, до чего вам тепло и комфортно вместе, ведь ваши личные 36,6 градусов всегда будут поддерживать нужный температурный режим. Этому, а также достаточному воздухообмену будет способствовать слинг, если он изготовлен из соответствующей ткани (см. раздел о тканях слингов DIDYMOS).

   Защищенность, тепло и питание – эти три самые важные потребности совершенно  естественным образом могут быть обеспечены с помощью содержания младенца в слинге. Близкое соседство к источнику молочка его потребителя, а также прикладывание к груди в любой момент по требованию (к примеру, на прогулке) как ничто другое эффективно стимулирует достаточную лактацию. У слингоматерей кормление ребёнка не является отдельным пунктом программы. Всё настолько природно: ребёнок сосёт, как дышит, сколько и когда угодно, а, значит, никогда не переедает, не надрывается плачем в ожидании кормления, а в груди всегда полно молока. Слингомалыши отлично прибавляют в весе.

   Таким образом уже в первые дни и даже часы жизни ребёнка вы обеспечиваете ему оптимальные, гармоничные условия существования. При этом ваши руки свободны! Оценить в полной мере этот плюс смогут женщины, которые остаются на целый день без помощи мужа или мамы, заботящиеся о старших детях, выполняющие множество обязанностей по хозяйству, работающие на дому.

   Некоторым людям, подобно той доброй женщине в трамвае, чьи слова служат эпиграфом к статье, кажется, что слинг – просто мешок. Однако это только на первый взгляд. На самом деле никакое другое приспособление не может обеспечить столь же устойчивое, правильное положение позвоночника ребёнка. К примеру, при использовании слинга-шарфа как минимум три слоя ткани удерживают тело ребёнка в ортопедически целесообразном положении, т.е. спереди ребёнок опирается максимально разведёнными бёдрами о туловище взрослого, нижняя часть тела ребёнка поддерживается несколькими слоями ткани накрест, позвоночник по всей длине имеет широкую фиксирующую опору. Со стороны спинки натянутые полосы ткани слегка прижимают корпус и, по желанию, головку ребёнка к груди взрослого. Снизу площадь сидения максимально расширена за счёт охвата бёдер ребёнка до подколенных сгибов, что гарантирует равномерное распределение всего веса. Это в корне отличает слинг от тех средств для ношения детей, в которых ребёнок «сидит» со свисающими ногами, имея в качестве опоры для своего ещё неустойчивого позвоночника узенькую полоску промежности.

   Позвоночник новорождённого слегка выгнут наружу. Это искривление физиологично, оно обусловлено компактностью пренатальной позы. Впоследствии, когда ребёнок ползает, садится, начинает ходить, позвоночник постепенно выпрямляется и  приобретает привычную нашему глазу форму буквы S. Но до того, как это произойдёт, укладывание на спину на ровную поверхность в кроватку или коляску может быть  сопряжено для ребёнка с чувством дискомфорта, и он иногда беспокоится без видимой причины. Слинг полностью снимает эту проблему, так как поза находящегося в слинге малыша напоминает внутриутробную. Слои ткани диагонального плетения повторяют и поддерживают естественную дугу детского позвоночника, вес распределяется равномерно.

   Благодаря удобной позе малыш в слинге может находиться довольно длительное время, не уставая, может спать или обозревать окружающий мир. Можно не опасаться, что его ноги затекут. Очень важно, что в слинге они разведены в стороны под углом 110 градусов по отношению друг к другу и зафиксированы переплетениями ткани. Если ребёнка носить в слинге не от случая к случаю, а  каждый день в течение определённого времени, то такая практика предохраняет от развития у ребёнка последствий дисплазии тазобедренного сустава. Диагностировать в раннем младенческом возрасте этот довольно распространённый порок бывает затруднительно, предлагаемые же до последнего времени «широкое пеленание» и  гимнастика с разведением в стороны ножек ребёнка не всегда представляют собой надёжную профилактику. Стоит добавить, что слинг может оказаться незаменимым и тогда, когда имеется подозрение на дисплазию или  уже поставлен диагноз.  

   Для ребёнка слингоношение означает достаточно активный двигательный режим, подобный внутриутробному. Как тогда, так и теперь при каждом шаге матери, повороте,  наклоне и т.п.  происходит смещение центра тяжести тела ребёнка, при этом его мозг стимулирует ответ основных групп мышц. Так с первых дней жизни начинается развитие и укрепление мышечного корсета, поддерживающего позвоночник в правильном положении. Тренируются также мышцы рук и ног, шеи, вестибулярный аппарат, происходит оптимизация мышечного тонуса. Представьте, как подобный двигательный режим отличается по своему воздействию от многочасового лежания в кроватке  или однообразной тряски во время колясочной прогулки. Тренировка двигательной активности в слинге настолько полезна и одновременно щадяща в смысле нагрузки на позвоночник ребёнка, что, как правило, дети, носимые в слинге, начинают ходить гораздо раньше срока, обозначенного педиатрами как «норма».

   При слингоношении у ребёнка хорошо развивается дыхательно-лёгочная система. Этому способствуют преимущественно вертикальная поза, более высокое положение над землёй и движение воздуха при перемещении взрослого. Ведь ребёнок, гуляющий в коляске, находится в 50-70см над землёй. Именно в этом нижнем, «приземном» слое воздуха оседают в наибольшей концентрации вредные соединения, в частности свинца, тяжёлых металлов и пр. А вы задумывались над тем, что ребёнок в коляске также вынужден вдыхать больше пыли с проезжей части или от ног пешеходов, выхлопных газов, частиц экскрементов животных? Горизонтальное положение ребёнка в коляске не обеспечивает достаточной вентиляции лёгких, воздух под поднятым капюшоном коляски застаивается.

   Куда более полноценна прогулка в слинге. Бронхи и лёгкие малыша в вертикальной, или приближенной к ней позиции, при которой они лучше функционируют, не допуская застойных явлений. Дыша практически на уровне роста взрослого человека, ребёнок вдыхает меньше различных вредных фракций воздуха. Кроме того, воздух вокруг него всё время в движении, что способствует хорошей вентиляции. Вместо пыли от колёс щёчки ребёнка обвевает ласковый ветерок, румянит солнышко, и всегда можно о чём-нибудь сказать маме.
   
   Да, мы не обмолвились! 

  С первых часов, дней своей жизни маленький человек может сообщать о своих потребностях маме или другому взрослому, если тот будет столь же внимателен и заинтересован. 

   Нося ребёнка на своём теле, мать устанавливает с ним  тесный контакт, достаточный для восприятия и распознавания важных сигналов. Она учится слышать, запоминать и различать звуки, телодвижения. Она с удивлением открывает, что её крошечный ребёнок каждый раз ведёт себя по-особенному, когда ему нужно облегчиться, он будто «просится». И если мама не будет игнорировать подаваемые сигналы, а, вынимая ребёнка из слинга, будет помогать ему «сходить», то такие действия станут началом особого, проникновенного общения. Только представьте, насколько положительными могут быть  последствия того, что ребёнок уже с самого рождения получает прямые, немедленные и  адекватные ответы на подаваемые им знаки.

   О том, как развить взаимодействие с малышом, Ингрид  Бауэр написана чудесная книга «Жизнь без подгузников», полная вдохновляющих примеров общения с маленьким человеком. Кто-то может увидеть в этой книге лишь руководство «по приучению к горшку», однако смысл и значение описанного подхода оставляют далеко позади «гигиеническую» тему. Всё начинается с того, что самым важным признаётся налаживание «диалога» матери и ребёнка. Постепенно у ребёнка ненасильственно, ненавязчиво формируется контроль выделительных импульсов. Это способствует тому, что ребёнок растёт уравновешенным, сознающим свою ценность, общительным. С самого начала возникает и укрепляется доверие к матери, воспитывается уважение к ней. Если в раннем возрасте ребёнку нанесли психологическую травму, «приучая к горшку» (а, точнее, «переучивая» после того, как приучили к непромокаемому подгузнику), то это может впоследствии осложнить его сексуальную жизнь под видом различных страхов, комплексов и расстройств. К сожалению, пока  в нашем «продвинутом» обществе  идея высаживания младенцев вызывает больше недоверия, чем интереса, что показывает, как далеко мы ушли от своих истоков, как исказили природную последовательность развития индивида.

   Размышляя об универсальной роли слинга, видим, что  его личностно-формирующий аспект  превосходит изначально  практическое, утилитарное назначение.

    В первые годы жизни, когда закладываются основы мироощущения человека, постоянный непосредственный контакт с телом матери и отца как ничто другое даёт главный мощный посыл: ребёнок знает, что он любим и желанен. Эта уверенность в любви и надёжности своих родителей, их тепло и нежность впоследствии перерабатываются в отношение к миру вообще и к разнообразным проявлениям себя в мире в частности. В этом смысле слинг выступает как часть универсума, архетип. Предмет в ряду немногих объектов материального мира, имевших определяющее влияние на цивилизационные процессы, в наше время слинг даёт миру шанс.

   Слингоношение - это первая, очень важная ступень взаимодействия с миром. Это всеобъемлющий по сути процесс, и как таковой воздействует на все стороны формирования  личности ребёнка. Оптимальный физический режим и психологический комфорт – наличие этих двух факторов позволяют ребёнку свободно и гармонично развиваться.

    Пребывание ребёнка в слинге максимально оправданно. В самые ранние сроки своей жизни ребёнок нуждается в ограждении от внешнего мира, в защите от него на груди матери. Это, и только это место – зона психологического комфорта ребёнка, и слинг, который может его удерживать в этой зоне практически целый день и ограждать от внешних энергетических воздействий (взглядов, света, звуков), способствует спокойствию ребёнка, создаёт некую ауру безопасности.
   
   Для ребёнка постарше (от нескольких месяцев) слинг помогает дозировать поступающие извне впечатления, поскольку внешний обзор для ребёнка разумно ограничен. Взрослый и ребёнок обращены лицом друг к другу, что означает постоянный визуальный контакт. Почаще заглядывайте в глазки своим детям любого возраста – это неоценимая поддержка для них, ведь именно в глазах родителей в первую очередь дети считывают важную информацию, ищут подтверждения правильности своих действий. Обмен взглядами – это первые вопросы и ответы..

    Ещё об одном очевидном преимуществе слингоношения пока что мало говорят, но, думается, грядущие исследования в данной области откроют нам немало ценного. Ребёнок в слинге находится в непосредственной близости к источнику звуковых колебаний - голосов родителей. Эти полезные вибрации проходят прямо через всё тело ребёнка, вызывая ответную вибрацию звуковых резонаторов. Поэтому у слингодетей рано проявляется интерес к музыке, пению, особенно если родители часто поют. Голоса родителей оказывают мощное успокаивающее, гармонизирующее и развивающее воздействие на ребёнка. Это в буквальном смысле волны любви, плещущие в сердце.

   Ребёнок в слинге никогда не чувствует себя отделённым от взрослых, он ощущает себя единым с семьёй. Может быть, поэтому он и не стремится постоянно быть в центре внимания взрослых, умеет себя занять.

   Благоприятный психологический режим нивелирует возможные отрицательные воздействия внешней среды. Речь может идти о неудовлетворительных жилищных условиях, городской скученности и шуме, материальных затруднениях, личных и семейных проблемах. Но для вашего ребёнка всё это не имеет никакого значения! Обеспечьте его по-настоящему важными для него условиями – грудным кормлением, постоянным контактом с родителями и местом у вашего сердца в слинге, и вы удивитесь, как успешно будут развиваться его эмоциональная и интеллектуальная сферы.
   

   Ношение ребёнка в слинге само подсказывает: самый лучший образ жизни – активный! Вместе с мамой и/или папой ребёнок никогда не скучает, никогда не тревожится, никогда не чувствует себя покинутым, а, значит, у него всегда хорошее, ровное настроение!


  «Когда всюду с собой берёшь маму и папу – приобретается жизненный опыт! Мама и папа всё рассказывают и показывают мне.  Мы всегда рядом! Поэтому ничто не мешает маме разговаривать со мной, петь мне песенки, рассказывать стихи и сказки. Я тоже пою! И ещё я учусь говорить».  Под таким текстом подписался, если бы умел, любой слингомалыш. Но приобретать полезные знания можно и дома. Здесь столько всего интересного, особенно в кухне. Пока сверстники скучают в манеже с игрушками, слингомалыш помогает маме готовить обед.

   Ежедневные прогулки в слинге. Всё просто, кажется: ритм шагов, покачивание корпуса, вдох-выдох, биение сердца, движение мышц. Трепещущая листва, чередование ярких полосок слинга, мамина песенка, стишок в такт шагам. Всё это – ритмическая, колебательная  основа жизни. 

   Люди давно обнаружили ритмическую природу всех явлений во Вселенной. Учёные  исследуют и измеряют её, используют в науке, технике, промышленности. Нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая бы не содержала, не описывала или не учитывала ритмов. 

   Физиологи говорят о ритмах организмов, развития, ритме жизни и т.п. Они же выяснили, что ритмическое воздействие, к которому относятся баюкание, раскачивание, пение колыбельной песни, проговаривание ритмических форм (стихов, считалок, потешек и т.п.) – оптимально стимулирует мозг ребёнка, развитие речи. Детский писатель и поэт, учёный-филолог и наблюдательный отец К.Чуковский в своей книге «От двух до пяти», посвящённой исследованию детской речи, убедительно описал ритмическую основу её становления. Но, наверное, раньше всех значение ритма оценила праматерь, укачивая плачущего младенца.

   Ношение в слинге по самой своей сути является благотворным ритмическим воздействием. Ребёнок, живущий в ритме разнообразных движений, в ритме ходьбы носящего его взрослого получает комплексную, абсолютно дружественную  ритмическую стимуляцию всех систем своего организма.

  Таким образом, каждая минутка в слинге – это и обучение, и развлечение, и тренировка.

  Малыши развиваются стремительно. 

  Просто носите вашего ребёнка в слинге! Не делая ничего особенного, вы предоставите ему максимум возможностей для правильного всестороннего развития.

  Евгения  Красило